Терминалы и платежные системы

Не смотря на то, что современные платежные терминалы появились не так давно, их история началась ещё до нашей эры. Есть исторические записи, свидетельствующие, что первые терминалы появились ещё в Древнем Египте. Они стояли в храмах, посетители могли опустить монетку и купить воду.

Уже в 20 веке, но ещё в докомпьютерную эпоху, появились механические автоматы, которые умели не только продавать, например, готовые напитки, но и самостоятельно готовить кофе или чай. Но время настоящих «моментальных» оплат ещё не наступило.

И лишь с появлением компьютеров, а затем и сети Интернет, позволяющей передавать платежные данные на любые расстояния, стали возможными те самые терминалы (а по-простому, мультикассы), без которых сегодня трудно представить ежедневную городскую жизнь.

Российская история приема платежей через терминалы началась в 2001 году и поначалу была построена на карточках. Отчасти из-за этого неудобства, а отчасти из-за недоверия потребителей, боявшихся потерять свои деньги, в первое время услуга не приносила большой прибыли. Но постепенно, после оснащения терминалов купюроприёмниками, а также после осознания компаниями (в первую очередь операторами мобильной связи) того, что потребители существенно чаще платят, если это можно сделать «на ходу», терминалы начали набирать обороты невиданными темпами.

Сегодня в России есть свои сильные производители платежных терминалов, свои платежные системы, поставщики комплектующих. Этот рынок, с одной стороны, очень молод и бурно развивается, с другой — уже набрал определённые обороты и обзавёлся своими сильными игроками. До сих пор основными платежами, принимаемыми через терминалы, остаются платежи за мобильную связь (около 80 %), и тем более интересны перспективы развития таких удобных для покупателей областей, как продажа билетов (ж/д, авиа), CD и DVD дисков, книг, оплата ЖКХ, налогов, штрафов и многое другое.